Стальные магнолии.
Аналитический разбор фильма.

Кинокартина «Стальные магнолии» — это глубокая драма, рассказывающая зрителям о самопожертвовании и женской дружбе. Рассмотрим с помощью каких художественных приемов раскрыта тема жертвенности, и как эти символы подчеркивают силу женской дружбы.
  • 1989г.
    режиссер Герберт Росс
  • 95,5 млн.$
    сборы
  • 7.30
    рейтинг IMDb
Шелби, болеющая диабетом, выходит замуж, и становится матерью, несмотря на запреты врачей.
Глубокие ценности 'Стальных магнолий' в символах жизни и жертвенности.
"— Считается, что мужчины сделаны из стали. Но мой муж ушёл, и муж дочери тоже не смог находиться с ней в тот момент, когда её отключали от аппарата жизнеобеспечения. А я сидела с ней и ждала, что она встанет и вновь начнёт спорить со мной... До самого конца, — слова Маллин Итентон (главной героини фильма)."

Роберт Харлинг
сценарист
Название фильма не пустое: оно содержит в себе не только смысл, но и роль самой магнолии. Этот цветок характеризует место действия — Юг США, штат Луизиана. Магнолия является государственным цветком штата, так как широко распространена в этой части Америки.
По своему значению магнолия символизирует чистоту, стойкость и женскую красоту. Удивительно, что такой прекрасный нежный цветок со сладковатым ароматом распускается на сильных стволах, способных выдержать экстремальные погодные условия, вредителей и паразитов. Глядя на сочетание выносливости и хрупкости, дерево приобретает значение стойкости.Магнолия может расцвести как после суровой зимы, так и после засухи, что символизирует силу человеческого духа выстоять невзгоды и снова радоваться жизни.
Все эти значения нашли своё отражение в героинях истории о шести женщинах небольшого городка на юге страны.

Сценарист Роберт Харлинг в основу истории заложил судьбу своей сестры, умершей от осложнений диабета. Изначально он написал пьесу, и мы легко чувствуем ее тон в той атмосфере приватности, которую задает режиссер фильма Герберт Росс. Через выбор интерьера и натуры он передает чувство интимности, позволяя зрителю ощущать сокровенность происходящего.

Операторские планы остаются на уровне деревьев, с множеством крупных и средних планов, что позволяет глубже погрузиться в переживания персонажей. Также посредством избегания масштабных сцен и дальних планов, создается чувство близости с героинями, посвящения в их тайны. Но в конце картины нам показывают дальний план, свидетельствующий о торжестве жизни, словно первый глоток воздуха новорожденного.

Фильм проведет нас через весь цикл жизни женщины — от рождения и взросления до брака, материнства и смерти. Но за внешними атрибутами скрывается жертвенность женщины ради счастья других.
Красота внешних фасадов домов — словно кукольные домики — лишь прикрывает внутренний мир персонажей. А каждая героиня раскрывает свою роль, предоставляя разнообразие женских образов через разные возраста и социальные статусы. Мы наблюдаем их переживания, которые они не всегда озвучивают своим близким.

История начинается с первой сцены, в которой к нам выходит Аннель из тоннеля сплетенных деревьев. Небо скрыто, и из глубины кадра появляется хрупкая девушка. Это аллегория, символизирующая хрупкий и чистый внутренний мир героини.
По пути Аннель встречает множество детей, что подсказывает: женщина начинается с маленькой девочки и ее мечты, а сам ребенок является естественным желанным объектом любви для роли матери.
Кадры из фильма " Стальные магнолии".
Развитие персонажа Аннель происходит от невинности к зрелости. Она самая младшая из героинь фильма, но уже пережившая предательство и разочарование. Поэтому приезжает в Луизиану в поисках нового начала, после того как её обманул молодой человек. Аннель не готова полностью открыться новым людям, включая свою работодательницу Труви. Но, несмотря на её внутреннюю ранимость, она постепенно начинает доверять окружающим. В её отношениях с женщинами видно, как она заново открывается жизни. Именно с невинности начинается эта история, и ей же заканчивается. В своей финальной арке Аннель готовится стать матерью, символизируя цикл жизни и неизбежность перемен, которые, несмотря на все трудности, несут радость.

Отмечу визуальное решение первой сцены: цвет костюма Аннель и оттенок цветка магнолии идентичны. Это не случайность, а художественный прием команды создателей фильма. Таким образом, можно заключить, что данный персонаж символизирует собой именно этот цветок стойкости и силы духа, которые вырабатываются в самых неблагоприятных условиях. Персонаж Аннель как бы говорит нам, что те кто пережили невзгоды смотрят на мир не в розовых очках, а способны принять суровую реальность, отыскав в ней свое счастье.
Аннель выступает в качестве объекта (одного из характеров фильма). Она символизирует собой то, чего так страстно желает Шелби: женского счастья. Но для Шелби это становится целью, которой она не сможет наслаждаться, потому что видит мир в розовом цвете. Она не отдает себе отчет о реальном положении своего здоровья, и с детским упрямством стремится к реализации материнства. Шелби воспитана на сказочном представлении о замужестве и материнстве, росла в полной семье и достатке, удачно вышла замуж, и ей виделась жизнь в сладком розовом цвете. В то время, как Аннель не имеет материальной стабильности и защиты своей семьи, она учится расчитывать только на свои силы, как магнолия.

Режиссёр-постановщик картины Герберт Росс демонстрирует мир Шелби через сцену ее замужества, построенной на изобилии розового цвета. Он гиперболизирует его объем в кадре, чтобы показать нам её нереалистичные ожидания не только от брака, но и от представлений о жизни. Однако у розы есть шипы, и это капризный цветок, сложный в выращивании, в отличие от магнолии, способной стойко переносить ураганы жизни без особого ухода.

Символы цветов магнолии и розы противопоставляются друг другу, хотя имеют общее значение - радовать своей красотой. Так и Шелби и Аннель это две молодые прекрасные героини на пороге своего женского счастья, которое сложится у них совершенно по-разному.
На мой взгляд Дэрилл Ханне удалось передать в образе Аннель одновременно хрупкость и стойкость героини. На экране она выражает трогательность и неприхотливость, украшает собой мир, и не ожидает от него нереальных чудес.

  • "-Я никогда не хожу в театр, потому что предпочитаю спать дома. Я никогда не хожу в кино, потому что там все время показывают голых. И я никогда не читаю книг, потому что по хорошей книге обязательно снимут сериал.- Уизер Будро."
Шелби — одна из самых ярких героинь фильма, её арка представляет собой образ женского самопожертвования. В отличие от других персонажей, она не просто сталкивается с трудностями, она противостоит самой смерти, борясь с диабетом, чтобы сохранить свою жизнь и свое право на материнство.

Шелби — это идеалистическая, жизнелюбивая героиня, которая воспринимает свою болезнь, как вызов. Её отношения с матерью, Маллин, являются центром её внутреннего конфликта. Шелби стремится к независимости и личному счастью через материнство, несмотря на свою болезнь, и, вопреки усилиям матери защитить её.
Однако смерть Шелби в конце фильма является трагическим моментом, который демонстрирует, насколько болезненной может быть жертвенность, даже если она принесла счастье и радость другим. Её материнство служит кульминацией арки персонажа, а её смерть становится катализатором для глубоких размышлений о ценности жизни и её непрочности. Джулия Робертс талантливо воспроизвела архетип жертвенности и трагизма, не взывая к жалости зрителя, а заставляя его восхищаться храбростью персонажа Шелби. Актриса получила номинацию на премию " Оскар" и премию "Золотой глобус" за лучшую женскую роль второго плана.

Малинн — мать Шелби, в её персонаже заложена арка, связанная с внутренним конфликтом между желанием контролировать и защитить свою дочь, и пониманием необходимости отпустить её. Малинн — женщина, которая всегда была готова пожертвовать собой ради благополучия своей дочери, но её строгие методы и чрезмерная опека становятся причиной того, что их отношения становятся напряженными.
Арка Малинн заключена в её постепенном принятии того, что она не может контролировать всё в жизни своей дочери. Её процесс изменения начинается с момента, когда она осознаёт, что её непрекращающийся контроль над Шелби и её жизнью не являются спасением от неизбежных проблем. В конце, столкнувшись с потерей дочери, Малинн находит путь к примирению и внутреннему освобождению, что подчеркивает её рост как личности.
Актриса Салли Филд за роль Малинн была удостоена номинации "Золотой глобус" в категории «Лучшая женская роль».
Персонаж Труви — владелица салона красоты и своего рода мудрый наставник в женском кругу. Её героиня символизирует лёгкость жизни и душевную доброту. Она наделена обаянием и жизнелюбивым подходом, всегда готова помочь своим подругам, но при этом сама сталкивается с личными проблемами, о которых зачастую умалчивает.
Её арка заключается в том, что она помогает другим женщинам справиться с их проблемами, при этом осознавая, что её жизнь также не лишена страха и боли. Хотя её роль в фильме не так драматична, как у других персонажей, её поддержка и оптимизм создают в фильме важный баланс. Ее линия поддерживает линию главного персонажа Маллин.

Одна из самых сильных и независимых героинь фильма Клэри, богатой вдовы и бывшей первой леди штата. Она наслаждается жизнью и всегда готова поддержать других женщин. Клэри остро чувствует фальш своих родственников, ждущих от нее наследство. Её персонаж развивается через принятие своей роли, и проявление своих желаний. Она является символом смелости начать жить так, как ей хочется, что поддерживает линию персонажа Шелби.

Уизер — одна из наиболее интересных героинь с точки зрения драматургии. Она внешне представлена как эксцентричная и яркая женщина, которая действует по своей воле. Однако за её внешним весельем скрывается глубина страха и стыда, особенно по ее отношению к мужчинам. Её арка показывает, как она проходит через внутренние испытания, чтобы обрести уверенность в себе и в своих действиях. Луиза является символом непредсказуемости жизни, ее персонаж решен в комедийном жанре. Актриса Ширли Маклейн талантливо воплотила свою героиню на экране, также ей в этом помогло художественное решение костюма : Уизер носит нелепые шляпки. Ее образ подкреплен собакой, лающей по делу и без него, подчеркивая немиролюбивый характер ее хозяйки.

Символы жертвенности в структуре фильма и в визуальных образах.
Стиль повествования истории драматургически выстроен на ключевых праздниках, которые входят в жизненный цикл каждого человека. Это делает героев близкими к нам, наполняет фильм знакомым течением жизни.

Предсвадебная суматоха, в которую попадает зритель вместе с Аннель, задает тон повествования. Все вокруг кипит и все готовятся к большому торжеству, а на дверях уже висят пасхальные украшения : следующий праздник не за горами. Также это дает нам представление о времени в кинокартине, свадьба происходит весной.

Свадебный торт, украшенный розовым цветом и фигурками жениха с невестой, является символом безмятежного счастья, которое могут спугнуть. Свадебное настроение нарушают звуки выстрелов, которые являются символом то ли стремления защитить и отпугнуть, то ли предвестниками неизбежных испытаний.

Шелби в заявочной сцене появляется в белой просторной ночной рубашке. Ночные принадлежности намекают на предстоящий сон, который является маленькой смертью. Ночная сорочка объемная, словно молодая женщина укутана в белый саван, как Христос. Шелби пожертвует своей жизнью ради рождения новой жизни.

Разбитые фужеры для шампанского, о которых сокрушается Маллин предсказывают, что ее материнское счастье под угрозой, ведь посуда бьется к несчастью. Драматургически фильм наполнен знаками, которые предсказывают, что у Бога на все свои планы, какие бы силы герои не прикладывали.

Розовый цвет выступает главной компонентой фильма с первых слов Шелби. Это сразу нам говорит о характере героини, как девочки мечтающей о пышной свадьбе и принце. В картине нет бессмысленных диалогов, они подчеркивают характер персонажей и работают на погружение в историю.

Пасхальные яйца являются символом зарождения жизни, но и они подвергаются порче от рук Уизер, стихийного персонажа, символизирующей собой злой рок судьбы.

Упаковка презервативов для шуточного украшения машины молодоженов намекает на предохранение от беременности. Поэтому Шелби раздражается на этот символ, ведь именно о зачатии ребенка она мечтает.

Герберт Росс интересно подчеркивает отношения между женщинами и мужчинами в фильме. Он ставит мизансцены в начале фильма так, что мы редко видим мужа и жену в одном кадре. Даже в сценах взаимодействия между собой герои будто разделены. Маллин кричит мужу, находящемуся далеко от нее, а в этот момент между ними проезжает машина с надписью "Лед". Труви входит в комнату к мужу, а он в этот момент уже покинул ее, а Труви остается одна в кадре. Маллин одна остается у постели дочери в момент отключения ее от аппарата, потом одна стоит у могильного холма, несмотря на наличие мужа и сыновей. Это говорит нам, что никто не может постичь горе матери, кроме самой матери, и только подруги способны поддержать в этой утрате.

Также в фильме есть ключевые сцены, раскрывающие конфликт матери и дочери. Сцены достаточно длинные по хронометражу, но из-за смены крупностей кадров и мастерски прописанных диалогов они не утомляют, а, наоборот, помогают нам глубже заглянуть в души героинь, и понять их переживания.

В сцене салона красоты мы видим напряженные отношения между матерью и дочерью, нам становится известно об их конфликте. Шелби раскрывает свою детскую позицию относительно жизни в розовом цвете. Маллин же проявляет себя гипер-опекающей матерью, которая лучше знает, как жить ее дочери. Диабетический приступ Шелби умело использован для наглядной демонстрации ее зависимости от заботы матери, и важное чувство собственной нужности Маллин для ее дочери. Крупные планы делают зрителей участниками сцены , в которой мать под видом заботы навязывает свою волю дочери. Шелби же пытается сопротивляться и ее действиям, и ее желаниям, но все же она не может обойтись без помощи матери в кризисной ситуации.
Сцена раскрывает нам боль персонажей : о невозможности иметь детей для Шелби, и о не желании Маллин пережить утрату своего ребенка. На фоне интерьера салона красоты, разворачивающаяся трагедия внутри женского круга, показывает нам сколько переживаний спрятано за внешней улыбкой женщины. В контраст этой интимной сцены следующей сценой является экспозиция мальчишеского азарта взрослых мужчин, стреляющих по птицам. Им неведомы тайны женской души, они не плохие, у них другие задачи и жизненные процессы.

Стальные магнолии не просто фильм о женской дружбе и самопожертвовании, это целый анализ того, как женщины сталкиваются с жизненными трудностями, при этом оставаясь символами стойкости и красоты. Каждая из героинь проходит свою личную арку, отражая многогранность женской природы, и в этом процессе магнолия становится основным символом. Этот цветок, символизирующий женскую красоту, стойкость и способность преодолевать трудности, идеально воплощает дух фильма.


Разбор композиций кадра.
Посмотрим на решение ярких визуальных символов и образов в фильме.
Ручкина Ирина- Сценарист-аналитик 2025г.
В статье используются изображения взятые из открытых источников в интернете. Все изображения использованы в качестве цитирования для анализа кинокартины. Также изображения использованы в образовательных целях для публикации статьи.
Оставьте свою заявку
Обращайтесь за заказом услуг и с вопросами.
Telegram
Mail
Позвонить
WhatsApp
Мои социальные сети
Подписывайтесь на мои каналы!
Made on
Tilda